мобильная версия · вход | регистрация  



ОПРОС

Ваш любимый комментатор сегодня


 Ответов: 624




Профессия

О. Пирожков: "Каждый матч стараюсь работать как последний"
08.08.2012, 13:05
Олег Пирожков о футболе, фейсбуке, памятных репортажах и выпускном вечере.

Выпускной, чудо

– Вы часто говорили, что футбол вам ближе, чем хоккей. Это не совсем типичный выбор для человека, родившегося в Ярославле.

– Я имел в виду с профессиональной точки зрения. Хоккей комментировать гораздо сложнее. Те четыре года, что я работал в Ярославле, комментировал именно хоккей. Мы тогда транслировали все игры «Локомотива». Но футбол мне всегда больше нравился, потому что даже с тактической точки зрения это более вариативная игра. Она содержит больше подходов. Если брать чистую математику: 11 человек могут разыграть куда больше комбинаций, чем 5. Ну и я хочу быть честным: по-настоящему я хоккей никогда чувствовал. Хотя меня хвалили за какие-то хоккейные комментарии – тот же Юрий Розанов признавался, что приметил меня именно на хоккее, да и на конкурсе комментаторов я работал его. Уф, я сейчас признался, и мне даже как-то легче стало.

– Футбол вы чувствуете лучше?

– Однозначно. Для меня эта игра – чудо! Каждый матч – это маленькая жизнь. Другой такой не будет. Может, это будет пафосно звучать, но я каждый матч стараюсь работать, как последний. Потому что любой из них – уникален и неповторим.

– Какой город лучше, Москва или родной Ярославль? (Motakuji)

– Ярославль. Я очень люблю свой город и считаю его самым красивым в мире – хотя я объездил далеко не весь мир. Для меня это так. Это город, который навсегда в моем сердце, и только там я чувствую себя хорошо и спокойно. Когда я уже жил в Москве, иногда просыпался, брал билет на утреннюю электричку, гулял по ярославским улицам четыре часа и потом возвращался назад. Этого хватало, чтобы подзарядиться на месяц вперед. Я жил там 30 лет, и каждая улица – это воспоминания, люди, события в жизни. Поэтому когда у меня что-то не клеится в жизни, я знаю: стоит вернуться назад, и все будет хорошо. Этот город, в котором я хочу…

– Завершить карьеру?

– В котором я хочу жить. И если бы транспорт позволял, я жил бы в Ярославле и работал здесь. Но сейчас это, конечно, слишком жестко.

– Когда вы окончательно переехали в Москву?

– А я еще и не знаю, переехал ли окончательно. В Москве я оказался зимой 2005-го, под Новый год. Конкурс комментаторов был в ноябре, и я постарался как можно быстрее приступить к работе. Другие ребята – Денис, Миша – приехали уже после нового года. Почему я сделал это раньше? В декабре не было много работы. В чемпионатах пауза, и в основном люди собирались пообщаться и попить пива. Так что я просто привыкал к обстановке и периодически озвучивал обзоры молодежного чемпионата мира по хоккею. Если бы я приехал в разгар работы и целыми днями видел вокруг себя Уткина, Розанова и других, я бы месяц привыкал к тому, что это не сон.

– Вы действительно ушли с выпускного ради футбольной телетрансляции? Да-да, я смотрел "репортеров". (Энди)

– Да. И права, по-своему, учительница, которая сказала: "Он вам наврал, никуда он не уходил". У выпускного же две части – одна официальная, одна – неформальная. На официальной, где вручают аттестаты, где торжественная речь, я, конечно, был – если бы я проигнорировал этот вечер, я был бы слишком отмороженным. Типа Балотелли. А потом все собрались кататься на корабле по Волге с шампанским, петардами. Вместо этого я поехал домой. По питерскому каналу показывали матч первой лиги. Играли "Смена-Сатурн" и кто-то еще. 2:2. Комментировал Геннадий Сергеевич Орлов, а играл молодой Денис Зубко, и был очень хорош.

– Дмитрий Федоров рассказывал, как они с Уткиным однажды бросили девушек и ушли смотреть "Милан" – "Интер". Это еще как-то можно понять. Но матч первой лиги?

– Я же говорю: каждый матч – это маленькая жизнь. У меня с детства так. Я никогда не заставлял себя смотреть футбол. Я просто влюблен в него от души. По-моему, это очень важный момент при выборе профессии. Я не считаю комментарий работой. Это хобби, увлечение, и это прекрасно. Мне было совершенно не принципиально, кто там играл. Просто хотелось посмотреть игру. Да и Геннадий Сергеевич всегда обладал таким свойством… Его голос – лучший голос в истории спортивного российского эфира. Его бархатитость, мягкость реально гипнотизирует. Так что я прекрасно провел тот вечер. Для кого-то это не слишком адекватно, но я так живу. Я и сейчас смотрю огромное количество матчей – и в записи, и впрямую.

– Супругу Андрея Талалаева уже тошнит от футбола. Вашу – нет?

– Претензии есть, конечно. Но у меня есть одна фишка. У нас дома нет канала "Футбол-2". Поэтому я обычно шучу: если мне захочется пойти попить пива с друзьями, я всегда могу сказать жене, что у меня репортаж на "Футболе-2" (смеется). Но я ее еще ни разу так не обманывал.

Бред, бороды

– Ваш лучший репортаж?

– Четвертьфинал Копа Америка-2011, Бразилия – Парагвай. Там было 120 минут без голов, а в серии пенальти забили, по-моему, только два удара из восьми. Но это был лучший матч Бразилии на всем турнире – месседж в будущее о том, какой может быть эта команда, когда заматереют такие футболисты, как Гансо, Неймар. Мне сразу удалось попасть в эту игру, и я чувствовал себя абсолютно… Есть такой аттракцион "Марс" – раскачивающиеся качели. Когда ты сидишь на заднем ряду, с каждым подъемом в воздух ты чувствуешь дух свободы. Когда ты попадаешь в игру, у тебя точно такое же ощущение: будто ты находишься на поле. В том матче было именно так. Быть известным, узнаваемым комментатором – все это фигня, на самом деле. Быть частью чего-то прекрасного, неповторимого, воздушного – ради этого мы и работаем. В тот вечер у меня даже шпаргалок не было – один листочек с парой предложенией, хотя обычно я готовлюсь часа два. И я даже в него забыл посмотреть. На следующий день Сереге Акулинину позвонил Геннадий Орлов и попросил передать: "Это лучшее, что я слышал за последние годы". Ох.

– Репортаж, за который вам стыдно.

– Хоккейный. "Салават Юлаев" – "Локомотив" в позапрошлом году. Весь сезон в воротах "Локомотива" играл Дмитрий Кочнев. С самого начало мне это приобретение казалось странным – класс игрока не совсем соответствовал классу команды. После проигранных матчей "Локо" в том сезоне я постоянно читал его интервью – он никогда не отказывал журналистам, – в которых он говорил: "Ну что, будет следующая игра". Как болельщику мне это не нравилось. Команда играет за город, и мне не хотелось слышать "ерунда, будут другие игры". В том матче я повел себя как болельщик. Репортаж был прямой, Кочнев пропустил то ли 6, то ли 7 шайб. И я несколько раз озвучил мысль: "Кочнев – не вратарь уровня "Локомотива", с ним ловить нечего". Пожалел об этом через минуты после финального свистка. Это безобразие. Нельзя тиражировать такие вещи в эфир. За тот репортаж мне стыдно, но, может, быть через такое тоже нужно пройти, чтобы понять: всегда нужно держать себя в руках.

– Однажды кто-то из комментаторов "НТВ-Плюс" сказал, что вы до такой степени универсальны в своей профессии, что можете даже откомментировать чемпионат Гондураса. Скажите, в чем ваш секрет? (Born Slippy)

– Важно выработать технологию, которая поможет в экстремальных ситуциях, которая поможет держать каркас репортажа. Мне удалось это сделать на третий год работы на "Плюсе". Ты чувствуешь пропорции: сколько времени нужно гонять мяч, сколько – рассказывать факты об игроках, сколько – проводить экскурс в историю. Чувствуешь, когда нужно прибавить эмоционально. Говорят: если хочешь помочь человеку, не дари ему мешок рыбы, подари ему удочку и он наловит себе сколько нужно. Иметь технологию означает иметь удочку.

– Роман Трушечкин рассказывал, как однажды комментировал пляжный футбол и не знал никого, кроме тренера Эрика Кантона. Сорок минут они вместе с Тимуром Журавелем шутили по поводу его бороды. В вашей карьере такое случалось?

– На самом деле, даже не обязательно попадать на матч чемпионата Гондураса, чтобы оказаться в такой ситуации. Наш французский комментатор Андрей Родионов однажды застрял в пробке. Я уже говорил, что для меня каждый матч – это жизнь. Поэтому моя первая реакция была: "Конечно, я тебя подменю". Вторая реакция, когда я уже повесил трубку: "Я понятия не имею, кто там играет". Я пошел в студию, когда до начала матча оставалось минуты три, и на экране уже пошла техническая картинка. Показывали подтрибунное помещение. В нем стояли 22 темнокожих футболиста. У них не было даже бород, чтобы шутить над ними. Повезло, что первые минут 20 в матче было немного моментов, и это мне помогло как-то вникнуть и приспособиться.

– Вы когда-то сказали, что главная задача комментатора – не мешать зрителю смотреть футбол. Означает ли это, что профессию комментатора можно вообще "упразднить за ненадобностью" – хоть мешать никто не будет?) (Дитя минут)

– Я имел в виду, что это обязательная программа – не быть навязчивым. Но основная задача комментатора – расширить представление зрителя о происходящем. Это ultimate goal. Сделать так, чтобы человек взглянул на игру с широкого объектива, а не смотрел матч в бинокль. Мало обладать фактурой, быть эмоциональным человеком. Нужно читать игру. Если это удается – значит, задача выполнена.

– Самый курьезный случай в вашей карьере?

– (После паузы). Да! Есть такое. Это было супер. Ох, можно мне сначала водички хлебнуть? Так вот, я работал в Ярославле и комментировал футбол. "Шинник" тогда уже играл в премьер-лиге, но не хотел, чтобы домашние матчи показывались впрямую – чтобы не отбивать зрителя. Мы показывали их в записи. Уже не помню, с кем играли, но озвучивал матч я с кассет. И вот эфир, я комментирую, гоняю мяч. Стараюсь поддерживать драйв. Где-то ближе к перерыву ко мне заходит начальник и говорит: "Ты что несешь вообще?" – "В смысле?" – "Ну, что за бред ты говоришь?" Потом выяснилось, что режиссер по ошибке сначала пустил кассету со вторым таймом. А я технически очень дремучий человек, и не понимал, как это может быть. Но получилось, что в эфире шел второй тайм, а у меня на мониторе – первый. Когда я потом слушал это дома, я за голову держался: идет атака "Шинника", точный удар и мяч влетает в угол. А я говорю: "Какая жалость, не хватило каких-то миллиметров! Из этой ситуации, конечно, нужно было забивать, но чутье изменило бомбардиру". И ладно бы там была еще откровенная ерунда. Но несколько раз я реально попадал в то, что происходит, но говорил полную чушь. Режиссера потом оштрафовали на тысячу рублей – по ярославским меркам в 2002 году это были очень серьезные деньги.

– Обиделись на него?

– Очень. Но потом помирились. Тут нужно понимать, что обычный телезритель воспринимает все происходящее через фигуру комментатора. На днях был случай: с Владом Батуриным должны были вести в 0.45 обзорную программу Евро. И за пять минут до начала у нас вырубилась вся аппаратура в студии. Программа вышла в эфир с задержкой минут пять: первым появился Кирюха Дементьев из Киева, пока наши инженеры носились по студии, а потом мы. Я был уверен: на форуме "Плюса" наверняка кто-то напишет, что комментаторы напились и забыли про работу. Захожу, и точно: "Наверное, до студии не смогли дойти".

– Неспроста же так говорят. Случается.

– У меня – никогда. Я никогда не позволю себе выпить водки в день матча. Можно бокал пива в обед, если матч начинается в 11 вечера. Но ничего более серьезного. Ни за что. Все должно быть под контролем. Многие говорят: великие художники создавали свои шедевры пьяными, обкуренными и еще бог знает какими. Но это люди искусства. Комментатор – ремесленник. Есть плохой художник и хороший художник, плохой маляр и хороший маляр. Так вот лучше быть хорошим маляром, чем плохим художником.

Фэйсбук, ВГТРК

– Вы развели невероятную активность на Facebook – у кого-то из нас нет вас в друзьях, но даже тогда вся лента забита вашими комментариями.

– Я начинал, как пишущий журналист – с 96-го по 2001-й я работал только в газетах. Потом уже начал на телевидении. Сейчас стараюсь держать себя в форме, пишу какие-то заметки на Фэйсбуке – ведь все топовые комментаторы "Плюса" еще и пишут отличные тексты. Тот же Уткин, Розанов. Раньше я работал в клубном журнале "Локомотива", много писал. Сейчас у меня нет этой практики. Плюс, раньше была конференция на вашем сайте. Я жалею, что закрыл ее. Это была большая ошибка. Просто мне показалось, что у меня никак не получается адаптироваться к формату конфы. Я на каждый вопрос катал огромные простыни. Было ощущение, что не по назначению использую свое время. Но еще раз скажу: мне жаль, что я так поступил. А Facebook – это отличная возможность общаться со всем миром, не вставая с кресла. Правда, это не должно подменять живое общение. Когда мне нужно душевно пообщаться с ребятами, я звоню, мы договариваемся и идем в бар, например.

– С кем из футболистов и тренеров вы можете пойти в бар?

– Таких нет. У меня был хороший приятель, Егор Шевченко, он играл в Ярославле. Очень простой парень, но в то же время интересный, веселый. Потом он стал играть во второй лиге, и мы потеряли контакт. Именно он приобщил меня к миру казино. Я там был всего два раза в жизни, и первый – именно с ним. На моих глазах у него сыграло 11 ставок подряд на рулетку. Это и само по себе удивительно, но еще более потрясающе то, что после одиннадцатой ставки он сказал: "Все, хватит, пошли в стрип-бар". Потом, месяца через три, я пришел уже один. И тоже сделал несколько ставок на рулетку – "чет – нечет", "красное – черное". Пробыл там полчаса, выиграл три тысячи и ушел. Мне очень не понравилось еще в первый раз, и зря я, конечно, пошел снова. Там крайне отрицательная энергетика. Есть такой фильм "Исполнитель желаний", и неслучайно там дьявол, когда нужно набрать душ, идет в казино. Это место, где не стоит появляться. Лучше провести время как угодно иначе, пусть даже напиться в стельку, чем пойти в казино и выиграть там миллион.

– Стойкое впечатление: "НТВ-Плюс" уже долгое время находится в состоянии кризиса, и это явно не идет на пользу атмосфере внутри коллектива. Василий Уткин это назвал, кажется, столкновением амбиций. Мы же видим, что даже в Твиттере "плюсовцы" продолжают выяснять отношения.

– Мне кажется, ребята, как люди медийные, используют любые соцсети как площадку для самопиара. И не надо преувеличивать остроту этих ссор. Я понимаю, о ком вы говорите, и эти люди на следующий день после зарубы в твиттере прекрасно общались в нашей 16-й комнате. Комментаторский коллектив – как театральная труппа. Это двадцать амбициозных мужиков, каждый из которых знаете себе цену и считает определенной величиной в профессии, поэтому нельзя ожидать, что они будут целовать друг друга в десна. Мне сразу на память приходит сборная Голландии 70-х годов. Там играли непростые люди, которых трудно было заставить под кого-то подстраиваться. Они могли до утра спорить о том, как поделить премиальные. Но потом выходили на поле и на 90 минут обо всем этом забывали. Мне кажется, это высшее проявление профессионализма. Телевидение – это тоже сфера, где важны командные отношения, чувство локтя. Должна быть нормальная рабочая атмосфера. И на "Плюсе" она присутствует. Да, люди разные, иногда кто-то разговаривает на повышенных тонах, но все очень четко осознают меру своей ответственности за конечный продукт. На мой взгляд, сейчас золотой век "Плюса" с точки зрения профессионализма. Лет семь-восемь назад не было такого объема трансляций и как следствие такого количества хороших комментаторов. Тогда еще не работал Денис Казанский, без которого сейчас канал просто невозможно представить. А те, кто был, сделали шаг вперед, как Алексей Андронов, например. То есть в самом соку находятся корифеи, а под ними отличная прослойка молодых талантливых ребят. Не знаю, как долго это еще продлится, но сегодня даже наши коллеги с ВГТРК признают, что коллектив – это главный ресурс "НТВ-Плюс".

– Тем не менее, люди продолжают уходить с НТВ на ВГТРК. Вы боитесь этого конкурента?

– Да что вы, я люблю ВГТРК. Потому что они транслируют в полном объеме Англию, перед Евро показывали очень важные товарняки, по которым можно было составить впечатление о готовности сборных. Вы поймите, что я процентов на 75 – зритель. На один откомментированный матч у меня приходится восемь-девять, которые я смотрю как зритель. И в этом смысле меня ВГТРК абсолютно устраивает.

– Как сотрудник компании, объясните: почему зрителю не стоит отписываться от "НТВ-Плюс", хотя все больше чемпионатов переезжает на ВГТРК?

– Я думаю, что тотального исхода не произойдет. По крайней мере, я очень на это рассчитываю. И, как я уже говорил, это кадровый ресурс компании, набор очень ярких личностей, которые помогают человеку расширить представление о происходящем…

– Все же тарелку покупают для того, чтобы смотреть спорт.

– Безусловно, в первую очередь важно то, что происходит на поле. Но мне кажется, стимул в том, что компания не стоит на месте, старается какие-то новые формы подачи развивать. Например, сейчас у нас в нескольких чемпионатах каждый тур предваряется анонсирующей программой. После тура – обзор. Перед матчами бундеслиги делали получасовую студию, как на немецких телеканалах. То есть компания старается увеличивать контент не только с точки зрения прав на какие-то турниры, но и за счет более глубокой подачи.

– Ваш главный чемпионат на сегодня – это Серия А?

– Да, Италию, и Россию, на второй восьмерке в этом году работал. В итальянском чемпионате мне даже иной раз перепадают какие-то статусные матчи, потому что Юра Черданцев периодически бывает занят на каких-то программах.

– Если Италия уйдет на ВГТРК, чем будете заниматься вы?

– Буду комментировать то, что предложат на "Плюсе". Буду стучаться в любые двери, проситься на разные чемпионаты. Я, собственно, нашему начальнику отдела трансляций Владимиру Горбачеву перед началом сезона сказал: "Пожалуйста, ставь меня на любые матчи и как можно больше". Когда я только начинал на "Плюсе", Италия как раз ушла на ВГТРК. Меня тогда Вася Уткин спросил, какой профиль я хотел бы иметь, и я сказал – итальянский. Он тогда в шутку ответил: "Окей, я поговорю с Кикнадзе, чтобы взял тебя на "Россию-2". Так что за первые три года на "Плюсе" я поработал абсолютно на всех чемпионатах, которые мы показывали. Это хороший опыт, который здорово расширяет кругозор. И сегодня я готов комментировать любые матчи, в этом смысле мое отношение к игре как чуду за эти годы нисколько не изменилось.


http://www.sports.ru/tribuna/blogs/euroguests/
Категория: Профессия | Добавил: RS | Просмотров: 886
Теги: ВГТРК, Геннадий Орлов, Олег Пирожков, Италия, НТВ+



КОММЕНТАРИИ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


КОММЕНТАРИИ ВКОНТАКТЕ


  СпортЭфир © 2011-2013
Орлов, насмеши! © 2007-2011
Правила сайта   |   Обмен ссылками   |   Помощь проекту
Использование информации приветствуется при гиперссылке.


Яндекс.Метрика