Комментаторы отвечают на вопросы перед поездкой на Евро
05.06.2012, 11:39
Перед стартом Чемпионата Европы "Московские новости" провели традиционный опрос комментаторов.
Российские голоса Евро-2012 рассказывали, для чего собственно нужен комментатор и вновь вспоминали забавные случаи из своей работы.
Виктор Гусев, 56 лет
"Комментатор - все-таки фигура второстепенная, каким бы хорошим он ни
был и каким бы авторским ни был его подход к матчу. Главное — футбол, и
комментатор не должен об этом забывать. Зритель, в принципе, может
смотреть игру и без комментатора. Но, во-первых, это уже привычка. Если
вы отключите звук, вам будет чего-то не хватать. Во-вторых, многие
смотрят футбол дома. Человек куда-то отходит, отвлекается, а комментатор
концентрирует внимание зрителей. Он своими интонациями вызывает их
обратно к экрану в какой-то важный момент матча".
"Ляпы
комментаторские — это когда комментатор просто ошибается: путает
футболистов, неправильно сообщает какой-то факт из истории. Вот это
ляпы, это ошибка. А то, что называют перлами — это жемчужины! У меня
было много таких случаев. Помню, комментировал какой-то матч. Там у
московского "Спартака" была непростая внутренняя ситуация, тренеры
менялись, было много травм. Многие винили неправильную подготовку
команды к сезону. И вот эта тема травм в "Спартаке" — она так на слуху
была... И вот по ходу игры на кромке поля появляется запасной игрок.
Сейчас должна произойти замена. Футболист по фамилии Мор выходит на
поле, и я, совершенно не думая ни о чем, говорю: вот Мор пришёл в" Спартак" из дубля".
Андрей Голованов, 37 лет
"Очевидно, что поскольку существует футбол, то должны быть и люди,
которые об этом рассказывают и стараются, как вы говорите, — для
чайников — объяснять какие-то вещи, чтобы делать зрелище понятным,
интересным, познавательным, может быть даже в какой-то степени
прикольным".
"Я стараюсь в своей работе ляпов не допускать,
поэтому мне сложно вспомнить. Я стараюсь держать в голове матчи, на
которых я работал, и которые остались в моей памяти, а не свои ошибки".
Геннадий Орлов, 67 лет
"Комментатор — это все-таки собеседник, и если человек, сидящий у экрана
телевизора, вдруг говорит: "Да, я так же думаю, как и комментатор!”,
значит, всё — произошло соединение в эфире. Для коммуникации, для
общения нужен комментатор, чтобы человек не один все это воспринимал, а
слышал еще чье-то мнение".
"У меня хороший эпизод был после
недавнего матча с "Анжи", когда на пресс-конференции кто-то попросил
тренера Лучано Спаллетти отдать меня в аренду в Махачкалу. "Лучано!
Дайте нам Орлова хотя бы на первый круг!". На что Спаллетти сказал: "Он —
очень дорогой". Это шутка, но на самом деле его я понимаю. Как и
остальных представителей немосковских клубов, которые хотели бы, чтобы
кто-то больше рассказывал именно об их командах, а не о столичных, о
которых твердят на центральных телеканалах".
Роман Трушечкин, 35 лет
"Комментатор должен вводить зрителя в информационный контекст. Он должен
рассказывать об игроках, о том, что происходит в их жизни, а в их
жизни, в отличие от комментаторской, всегда происходит что-то
интересное. Вообще, футбол лучше всего смотреть с трибуны, если ты
знаешь правила. А людей, не знающих правила, даже хотя бы в общем, нет —
даже среди женщин. Но когда футбол стали показывать по телевидению,
комментатор стал необходим. Не может быть два часа в эфире тишины, хотя,
конечно, футбол — это шумный вид спорта".
"Оговорки всегда бывают... Оговорился, потом исправился. Мне трудно вспомнить какие-то такие вещи".
Александр Гришин, 33 года
"Болельщики любят, чтобы им что-то объясняли, несмотря на то, что все
разбираются в футболе лучше, чем главный тренер сборной Бразилии. Тем не
менее, все равно все хотят лежать на диване и получать удовольствие, а
не самим пытаться вдумываться в эту игру. Комментатор, собственно, тем и
занимается, что разъясняет любителям футбола, что происходит на поле".
"Самая
забавная — это, пожалуй, история, которая произошла как раз на прошлом
чемпионате Европы, куда я ездил корреспондентом. Нужно было снять
болельщиков. Мы там записывали прямое включение со студией. И в итоге я
выходил в эфир, сидя у испанского фаната на плечах. Вокруг летали мячи,
меня пытались оборачивать флагами, шарфами и громко-громко кричали".
Владимир Стогниенко, 31 год
"Комментаторы нужны для того, чтобы добавлять эмоции и чтобы зритель
чувствовал себя более вовлеченным в процесс футбола. Потому что, в
отличие от стадиона, где человек сидит в окружении других людей,
подпитывается эмоционально (общается с ними, обменивается какими-то
репликами и вообще чувствует себя частью заинтересованного сообщества),
возле экрана этого не происходит. Когда человек слушает и фактически
общается с комментатором, он и непосредственно футбол обсуждает, и
чувствует себя более вовлеченным в процесс".
"Мне почему-то
постоянно задают этот вопрос, но за последние 12 лет, что я работаю, у
меня не было ни одной забавной истории. Безусловно, какие-то вещи
бывали, мелочь какую-то ляпнул в эфир, но это часть рабочего процесса, и
они практически сразу забываются".
Дмитрий Градиленко, 42 года
"Многие зрители не знают каких-то околофутбольных моментов, для этого и
существуют люди, которые рассказывают много интересного, которые
готовятся к этому, собирают информацию. Они не просто будут тупо
рассказывать, как мяч летает слева направо и справа налево. Их задача
проинформировать, что за команды играют, что за футболисты".
"Как-то
раз, когда я комментировал матч, была влажная погода, скользкое поле. Я
сказал одно слово в эфир. И тут же режиссеры мне говорят: "Дима, это
неправильно!". С тех пор я зарубил себе это на носу, и всегда произношу
это слово верно. Так вот я у вас хочу спросить, как будет по-русски
правильно: поскользнулся или подскользнулся?".
Александр Ткачев, 39 лет
"В принципе, задача комментатора — сделать для телезрителя праздник.
Хотя с другой стороны комментатор не может превратить унылое действо в
шедевр".
"Вообще, ляпы — штука не редкая, они даже не всегда
заметны телезрителю, но иногда происходят впечатляющие вещи. Вот как-то
давно мне пришлось целый сезон комментировать домашние матчи команды "Торпедо-ЗИЛ". Это было довольно скучное занятие. И вот в одном матче
уже 90 минут закончились, судья несколько добавил, все идет к концу, и, в
принципе, все футболисты уже тоже собираются заканчивать, счёт 0:0 —
ничего не происходило. Но вдруг полузащитник "Торпедо-ЗИЛ" ускоряется и
метров так с 35-40 сильно бьет по мячу. Это вызывает удивление всех 25
человек, оставшихся на трибуне, а главное — и вратаря соперников: мяч
перед ним отскакивает и попадает в ворота. Счет становится 1:0, ну и
сразу практически матч заканчивается.
Я, естественно, говорю: "Ну
все-таки гол! Смотрите, какая радость!" И в этот момент мне по связи
сообщают, что мы гол не показали. Пытаюсь как-то обыграть: "Ну, к
сожалению, гол вы не увидели. Сейчас вы увидите его на повторе...". Мне
отвечают: "На повторе его тоже не будет". Как выяснилось, просмотр этого
бессодержательного матча настолько всех утомил, что режиссер сказал
оператору: "Смотрите, как красиво летят птицы...". Какая-то стая летела
над Москвой. Все операторы со всех камер переключились и решили снять "В
мире животных" - никто не верил, что в этом матче может что-то быть. В
итоге я оказался единственным человеком, помимо этих двадцати пяти, не
ушедших со стадиона, кто видел этот гол. Все остальные по телевизору
смотрели, как птицы летели".