мобильная версия · вход | регистрация  



ОПРОС

Какой по-вашему должна быть формула лимита на легионеров в России?


 Ответов: 117




Профессия

Г. Черданцев: "У комментатора нет энергетического обмена с аудиторией"
09.09.2010, 18:35

В интервью сайту "НТВ-Плюс" Георгий Черданцев рассказывает о различиях между радио- и телерепортажем, работой на НТВ-ПЛЮС и федеральных каналах, а также комментаторской и актерской профессиями.

Помните первый матч, который комментировали?

Да. Это была переозвучка игры Чемпионата мира 1998 года Италия – Норвегия. А первые прямые матчи – были две игры ЦСКА с «Мольде» в отборочном раунде Лиги чемпионов 1999 года.

А какой-то большой турнир вроде Чемпионата Европы или мира вам запомнился особенно?

Наверное, нет. В каждом из них было что-то свое, с каждым связано какое-то сильное впечатление. Чемпионат мира 2002 был первым, на котором я работал. На Евро-2008 была игра Россия – Голландия, которая принесла сборной России первый и, вероятно, в обозримом будущем последний громкий успех.

Изучение итальянского языка в университете сказалось на любви к итальянскому футболу?

В общем – да, но вообще я связан с Италией более тесно, чем просто за счет владения языком.

Какими-то другими видами спорта увлекаетесь?

В широком смысле – я интересуюсь спортом вообще. На пристальное внимание к какому-то другому виду спорта просто нет времени.

Вы ведете передачу «Слушаем футбол» на радио, а комментировать игры приходилось?

Да, неоднократно.

Насколько сильно отличаются теле- и радиокомментарий?

Это совершенно разные жанры, причем в России жанр радио репортажа почти не развит. Многие коллеги на радио комментируют так, будто матч идет по телевизору. А радиокомментарий требует совершенно другого подхода. Не скажу, что я добился каких-то потрясающих успехов в радиорепортажах, но, как мне кажется, сумел почувствовать суть радиокомментария.

А аналитические передачи на радио и телевидении строятся одинаково?

Да. Потому что ток-шоу это в принципе радиожанр.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать комментатор?

Я считаю, что главное – это прекрасное знание языка. Русский язык очень многообразный и сложный. Поэтому крайне непросто говорить быстро и при этом грамотно. Конечно, необходимо знание предмета. Оно не является приоритетным, но желательно, чтобы комментатор представлял себе физические особенности игры. Почему футболист пробил по воротам, а не сделал пас, можно ли было остановить такой мяч или нет, и так далее. Если человек играл в футбол, то ему многое легче объяснить, что к чему, чем тому, кто никогда сам не играл. Причем не важно, на каком уровне – за сборную страны или в школьной команде.

Георгий, как бы вы смогли сформулировать задачи, которые стоят перед комментатором матча? Что он должен привнести в игру?

Тут необходимо сделать оговорку – существуют два жанра комментирования спортивных событий. Один рассчитан на целевую аудиторию НТВ-ПЛЮС. А второй, существенно отличающийся, рассчитан на зрителя федеральных каналов. Особенно, когда речь идет о международных матчах наших команд.

В чем особенности работы для зрителей НТВ-ПЛЮС?

Специфика заключается в том, что каждый из наших зрителей вполне может знать о предмете, о котором ты рассказываешь, больше тебя. И в принципе – это нормально. Потому что, для них это главное увлечение и возможно, они все свободное время посвящают изучению любимой команды. Взять, к примеру, игру «Милана» с «Ювентусом». Если я ее комментирую, то понимаю, что новости об этих командах, которые я могу рассказать, большинству зрителей уже известны. Хотя у меня, конечно, есть одно преимущество – свободное владение языком. То есть я могу найти в интернете информацию, доступную не всем поклонникам серии А в России, хотя сегодня многое оперативно переводится, и то, что 10 лет назад я мог выдать за эксклюзив, таковым больше не является. Этим больше аудиторию не покорить. Тем не менее, какую-то любопытную информацию я стараюсь в комментариях на НТВ-ПЛЮС использовать, ну и эмоционально окрашивать репортаж. Еще я бы так сказал о своей работе для аудитории НТВ-ПЛЮС: я стараюсь пригласить зрителя к совместному просмотру футбола. Учитывая специфику нашей аудитории, комментатор как бы предлагает ей вместе с ним поучаствовать в обсуждении футбола. То есть я высказываю свои соображения, часто спорные, часто делаю это сознательно и нарочно, а зрители получают возможность согласиться или не согласиться с моей точкой зрения, поспорить друг с другом по этому поводу в перерыве или после матча, хоть дома или на работе, хоть в интернете. Другими словами, я предлагаю зрителям не только смотреть, но и обсуждать футбол, а для аудитории НТВ-ПЛЮС, мне кажется, это важно.

А чем отличается комментарий на федеральных каналах?

Что касается центральных каналов, то там все несколько проще, потому что зрители, как правило, не подготовлены. Они значительно меньше знают о футболе вообще и смотрят в основном еврокубковые матчи. Соответственно там уже не может быть приглашения к обсуждению и такого панибратства, которое я себе иногда позволяю на НТВ-ПЛЮС. Необходимо работать в более, если можно так сказать, канонической манере, допускать меньше вольностей. Репортаж получается несколько более сухой. А его цель – это, конечно, эмоциональная окраска и определенный ликбез. Не всем понятно, что такое «вне игры», что такое штрафной, почему судья дал тот или иной свисток. Нужно чаще называть фамилии игроков, даже когда их показывают крупным планом. Далеко не все зрители федерального канала знают футболистов в лицо. Я понимаю, что это может раздражать зрителей НТВ-ПЛЮС, но такую поправку на подготовленность, вернее неподготовленность аудитории федерального канала нужно делать.

Какое место в репортаже должны занимать статистические выкладки?

Я думаю, что все хорошо в меру. Раньше я тоже любил обильно добавлять в комментарий статистику. Но это было 10 лет назад, когда интернет еще не был так распространен, и получать такого рода информацию кроме как от комментаторов было практически неоткуда. Сейчас ситуация изменилась, практически любую статистику найти достаточно просто и перегружать ей репортаж смысла нет. Конечно, если игра развивается скучно, то можно привести какие-то цифры, которые охарактеризуют сложившуюся в игре ситуацию, но вываливать гору цифр и фактов сегодня мне кажется нецелесообразным.

Какие еще существуют способы как-то оживить скучную игру?

Я убежден в том, что в работе комментатора есть что-то от актера. Он должен стараться неинтересное зрелище превратить в интересное. А это неимоверно трудно, особенно, когда комментируешь три, а иногда и четыре матча в неделю. Очень сложно находить какие-то новые эмоции, особенно если ты комментируешь несколько раз подряд игры с участием одной команды. В первый раз ты рассказываешь все, что знаешь, а во второй практически невозможно подобрать что-то новое, о чем интересно узнать зрителям, что интересно проанализировать – уже все сказано, тем более, что за неделю в команде вряд ли что-то может кардинально измениться. В таком случае, к сожалению, репортажи получаются не слишком живыми, а подыграть, как-то украсить их, не всегда получается. Аудитория, в свою очередь, ждет этого, и иногда приходится притворяться, что ты полностью поглощен игрой. Особенно, если речь идет о матче на федеральном канале. Там же рейтинги считают, так что, хочешь не хочешь, заставь зрителя не переключить канал. На платном телевидении в этом смысле полегче. Тем не менее, считаю, что комментатор не должен откровенно обманывать зрителя: если на поле совсем убогое зрелище, и команды играют плохо, надо прямо об этом говорить, а не кричать с надрывом при ударе с центра поля на трибуну.

Комментарий сильно изматывает эмоционально?

Очень. Могу привести пример – четвертьфинальная игра на Евро-2008 между Россией и Голландией. Она закончилась, я вышел со стадиона и пошел один пешком в отель. Было ужасно одиноко. Я по смс от родственников знал, что репортаж удался; я знал, что в России творится нечто невообразимое – миллионы людей на улицах. Но я не участвовал в этом празднике. Я шел один по темному и практически пустому городу – потому что болельщики быстро разъехались – ощущая полнейшее эмоциональное опустошение.

Я больше скажу, поначалу моя жена очень переживала и обижалась, что после комментирования я, приходя домой, практически вообще не говорил – не было ни сил, ни желания.

С другой стороны экрана сложно оценить, насколько тяжелой бывает комментаторская работа. Кажется, ну напялил свою гарнитуру и трещи, как сорока. На самом деле, если работать всерьез и с душой, то это очень энергетически затратная история. Тот же актер имеет возможность видеть зрителей, а комментатор нет.

Когда актер играет на сцене (или футболист на стадионе), он видит, как публика воспринимает его игру. И если зал (стадион) его принимает, то он получает эмоциональную подпитку и начинает играть еще лучше. А мы не знаем, как нашу работу в данный момент оценивают зрители. Свои же ощущения иногда подводят: бывает, кажется, что ты комментируешь здорово, а со стороны это выглядит не слишком внушительно, и наоборот. То есть, нет энергетического обмена с аудиторией – ты тратишь массу энергии и ничего не получаешь взамен. Либо какую-нибудь грубость в комментариях в интернете, я, кстати, в последние пару лет совсем их перестал читать, хотя раньше читал и даже отвечал.

Вы говорили, что не любите комментировать в паре. Может быть, есть какие-то конкретные люди, с кем вам бы все-таки хотелось поработать на матче?

Трудно сказать. Наверное, было бы интересно с Фабио Капелло. Он ведь до того, как возглавил сборную Англии, успел поработать на телевидении. Мне доводилось слушать в комментарии: Капелло – это совершенно другой взгляд на игру. Я, разумеется, не вижу того, что видит он. Послушав Капелло, лишний раз подумалось вот о чем: у комментатора всегда велик соблазн сказать, особенно, когда играют большие команды, как надо было: сыграть, тактически построить игру, какие надо было сделать замены и так далее. Но при этом нужно помнить, что ты никогда не играл и не тренировал на таком высоком уровне. Так что Капелло иногда полезно послушать. Чтобы не забываться.


http://www.ntvplus.ru
Категория: Профессия | Добавил: RS | Просмотров: 740
Теги: футбол, Георгий Черданцев



КОММЕНТАРИИ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


КОММЕНТАРИИ ВКОНТАКТЕ


  СпортЭфир © 2011-2013
Орлов, насмеши! © 2007-2011
Правила сайта   |   Обмен ссылками   |   Помощь проекту
Использование информации приветствуется при гиперссылке.


Яндекс.Метрика