мобильная версия · вход | регистрация  



ОПРОС

Какой по-вашему должна быть формула лимита на легионеров в России?


 Ответов: 117




Профессия

К. Выборнов: "Баловство с именами – всего лишь творческий штрих к общей картине игры"
16.06.2010, 18:35
Среди комментаторов Первого канала, ведущих репортажи из ЮАР, нет Константина Выборнова. Почему? Об этом он рассказал в интервью «Советскому спорту». А еще – о каламбурах, договорняках и нештатных ситуациях в жизни тележурналиста.

"Не стал раздеваться на трибуне"

– Как смотрите этот чемпионат мира? На диване, в баре?

– Это первый чемпионат, который я просто смотрю. Моя работа на турнирах исключала полноценные зрительские ощущения. Но в бар и сейчас вряд ли пойду. Там нужно болеть. За своих. А своих в ЮАР не будет… Вообще я предпочитаю уединенный (или почти) просмотр. Мне интересны сама игра, ее интрига, нюансы.

– Вас друзья просят комментировать матч, приглушая голос того, кто ведет репортаж по телевизору?

– Бывает. Но я всегда отказываюсь. Вообще критиковать на диване куда проще, чем работать у микрофона. Так что всем нашим комментаторам, которые отправились в ЮАР, желаю только удачных репортажей. А зрителям – хорошего просмотра. И прослушивания.

– Есть ли какое-то традиционное пожелание в комментаторской среде? Вот морякам желают семь футов под килем…

– Вроде нет. Ну разве что девиз связистов: «Мы за связь без брака!». Очень важно установить качественную связь с «Останкино», когда находишься где-то на стадионе за тысячи километров от Москвы.

– Как вы собирались на свой первый чемпионат мира в 1998 году?

– О, собирался я вдохновенно: впереди лето, футбол, Париж. Наконец приехали. Дождь, бездомные пьют вино на тротуаре, в городе пробки… Но чемпионат все равно получился классным, с начинкой: вспомнить хотя бы историю с отравлением Роналдо накануне финала.

– Существует ли комментаторский дресс-код?

– Насчет «дресс» утверждать не стану, а вот «код» точно случается. Все-таки месяц вдали от родины.

– Кодируетесь от излишеств?

– Легкие послабления в режиме позволены. Без ущерба для репортажа, конечно. А если серьезно, то дресс-кода никакого нет. Я видел, как некоторые коллеги в 40-градусную жару приходили на трибуну в костюмах при галстуке, а другие – в шортах-бермудах. Вспоминаю, как в 2006 году на матче Тринидад и Тобаго – Швеция в Дортмунде вся трибуна, в том числе и комментаторы, постепенно раздевалась. Народ снимал джинсы, рубашки. 40 градусов в тени. А мы на палящем солнце…

– Вы тоже разделись?

– Нет, я знал, что будет пекло, и оделся соответственно. Так что мучился, в чем был.


"В Андрорре было теснее всего"

– Комментаторы из каких стран самые непредсказуемые?

– Короли эпатажа – бразильцы. И вообще южноамериканцы. Их голосовым связкам в опере позавидовали бы. Весь матч – сплошная экспрессия, настоящее шоу. А уж когда гол случается, тут и вувузелу не услышишь. Звук «о» тянется минимум минуту. Сидящие рядом комментаторы порой дают возможность своим зрителям оценить происходящее. Умолкают, подставляя микрофон поближе к бушующему коллеге.

– У нас комментаторы так не радуются.

– На самом деле у нас иногда комментируют так, что и бразильцы отдыхают. Взять хотя бы репортаж Черданцева с матча Голландия – Россия в 2008-м. По сравнению с ним южноамериканцы – шептуны. А еще, бывает (ребята с «НТВ–Плюс» чаще это практикуют), комментаторы замолкают на некоторое время, перед этим сказав: «А теперь послушаем стадион». Действительно, болельщики на «Ноу Камп», «Сан Сиро», английских аренах заслуживают этого.

– Кстати, о стадионах. Как-то вы рассказывали, что для вас на Фарерских Островах специально строили комментаторскую кабину перед игрой с Россией.

– Нас, кажется, не ждали. Работники стадиона за два часа до матча напоминали связистов в условиях военного времени. Мы с Андреем Головановым смотрели на это даже с большим удивлением, чем на пенальти, который днями ранее назначил Грэм Пол в ворота российской сборной в матче со словенцами. Но та фарерская кабина, безусловно, была самой экзотичной.

– И самой тесной?

– Нет, самая тесная – в Андорре. А вообще лучше, когда комментаторское место открыто. Это совершенно иные ощущения. Ты полностью вовлечен в происходящее.


"Телефон прилип к уху"

– Комментатор Георгий Саркисьянц однажды согнал со своего места на трибуне итальянского коллегу, лишь встав в боксерскую стойку. По-другому незнакомец не понимал. После репортажа Саркисьянца познакомили с тем, кто занял его место, – им оказался олимпийский чемпион по боксу Джованни Бенвенутти. У вас подобных историй не случалось?

– На чемпионатах мира и Европы – нет. Там все четко расписано. Но я вспоминаю, как в 2003 году искал свое место на стадионе в Базеле перед матчем Швейцария – Россия. Накануне мне выдали пропуск, но, как выяснилось, на противоположную трибуну. В итоге в авральном порядке пришлось передислоцироваться через весь стадион. Разместился в самой гуще швейцарских болельщиков.

Сидел на отдельном табурете, комментаторский пульт у меня был на коленках, в одной руке держал телефон, по которому связывался с Москвой, в другой – наушники с микрофоном, монитор был где-то сбоку. Местные операторы покатывались надо мной со смеху. А когда наши сравняли счет, местные фаны решили меня освежить, обильно полив пивом. Телефон прилип к уху, но репортаж был доведен до победного конца. Жаль только, что счет остался ничейным.

– Григорий Твалтвадзе, говоря о самом скучном матче в своей карьере, признался, что во время одной из игр ЧМ-2002 едва не заснул. Клонило ли вас в сон во время работы?

– Он прямо так и сказал? Что-то не верится… Для комментатора, мне кажется, скучных матчей быть не может. Трудные – да. Но не «сонные». Тоска на поле – это профессиональный вызов. Попробуй-ка разукрасить нулевую игру.

– Самая нулевая игра, которую вам пришлось комментировать?

– Товарищеский матч Россия – Израиль в 2003 году. Нет, голы там были (1:2. – Прим. ред.). Но вот игра… Я как-то пытался развеселить зрителей, но, когда сборная твоей страны откровенно мучается, шутки и истории просто неуместны. Не до лирики. Это был точно самый тяжелый репортаж.

– Что вы пили, чтобы взбодриться во время репортажа? Кофе, энергетики, йогурт?

– Воду без газа.


"Итальянский коллега имел жаркий вид"

– Владимир Маслаченко вспоминал свои совместные репортажи с Евгением Майоровым. Так, во время финала ЧМ-1990 Аргентина – ФРГ один из них не выключил микрофон, и их спор, был ли пенальти в ворота аргентинцев, попал в эфир, став украшением репортажа. Что непроизвольно украшало ваш репортаж?

– Вспоминаю матч Швеция – Дания на Евро в 2004 году. Команды играли вничью, которая их полностью устраивала – обе выходили в плей-офф. А Италия впервые за долгие годы отправилась домой прямиком из отборочной группы. Честный футбол приказал долго жить, комментаторы поливали происходящее обильным сарказмом, на коллегу из Италии без слез было не взглянуть. Все это в одном месте и в одно время. Последние 10 минут репортажа получились неожиданно колоритными.

– Откуда у вас любовь к каламбурам? «Бартез попьет воды из бартезианской скважины» или «не было ни гроша, да вдруг Алтынтоп»…

– Любовь не к каламбурам, а к разнообразию в репортажах. Я все-таки не сторонник 90 минут гоняться за фамилиями пасующих, бьющих и отбивающих. Баловство с именами – всего лишь творческий штрих к общей картине игры.


"Разошлись в вопросах оплаты труда..."

– Руководство «НТВ–Плюс» проводит встречи со спортивными комментаторами. Встречаются ли с комментаторами руководители Первого – Константин Эрнст, Александр Файфман?

– Да. Перед крупными турнирами, например. Обсуждаются какие-то рабочие моменты.

– Скажите: почему вы все-таки решили уйти с Первого канала?

– Разошлись с руководством в вопросах оплаты труда и творчества. Последним матчем, который я комментировал, была игра Россия – Германия в конце прошлого года. Никаких сантиментов, просто попрощался, пожелал болеть за сборную России и смотреть футбол на Первом…

Сейчас вместе с Александром Илларионовым возглавляю информационное телевизионное агентство ИТА Новости, которое занимается разными телевизионными направлениями, в том числе производством программ, в основном культурной и спортивной тематики. И еще новая работа – в «Динамо» (заместителем директора по маркетингу и рекламе. – Прим. ред.). Во-первых, я потомственный болельщик бело-голубых, во-вторых, как и все в клубе, хочу, чтобы «Динамо» как можно быстрее вернуло себе былую славу. И не только в России. Мы стремимся к созданию топ-команды. Как на поле, так и за его пределами.

– Виктор Гусев – болельщик «Динамо», как и вы. Это единственное, что вас объединяет?

– Нас ничего не объединяет.


"И тогда я возник в студии..."

– Вы были не только комментатором, но и диктором спортивных новостей на Первом канале. Почему спортивные выпуски убрали из эфира несколько лет назад и с тех пор о них ни слуху ни духу?

– Вопрос на миллион из известной игры. Ни одного вменяемого ответа на этот вопрос я никогда не слышал. Но, может, в ближайшее время ситуация изменится. Вспоминаю, как в 1995 году вел свои первые выпуски. Они были совсем коротенькие – по минуте. Пролетала она для меня, как для знатоков из «Что? Где? Когда?», когда нет вариантов ответа. Вдохнул и выдохнул. Забавно было потом смотреть записи… А первый футбольный репортаж был позже – уже в конце 90-х. Играли «Спартак» и «Ротор».

– Правда, что летом, когда жарко, некоторые ведущие надевают рубашку, пиджак, галстук и шорты? Все равно в кадре человек сидит за столом…

– А потом в шортах и галстуке ходить по коридорам, распугивая многочисленных гостей телецентра? Любопытная идея. Но я никогда за 15 телевизионных лет с подобным не сталкивался. Хотя у нас и не такое возможно.

– А что возможно?

– Кто-то падал со стула в прямом эфире. Или вот как-то диктор читал новости, а в кадре монтер шел менять лампочку. И, проходя за спиной ведущего, улыбался в камеру. Ну и крепкие реплики корреспондентов на всю страну тоже возможны. Только корры, конечно, в этот момент не знают, что они уже в прямом эфире…

– С вами случались нештатные ситуации?

– Помню, как-то на 8 Марта казус случился. Вместо меня на экране появилась картинка пустой студии, без меня, хотя я там находился. Ну не ту кнопочку нажали. И мой голос начал рассказ о новостях.

– И как вас вернули в студию?

– Вывели микшером. То есть я, скажем так, постепенно возник в кресле ведущего. Люди, которые видели это, стали потом звонить и спрашивать: «Это у нас так праздничный вечер начался или на ТВ что-то новое придумали?».


http://www.sovsport.ru
Категория: Профессия | Добавил: RS | Просмотров: 525
Теги: Георгий Черданцев, Константин Выборнов, Футбол - ЧМ 2010, футбол, Григорий Твалтвадзе, НТВ+, Первый канал, Владимир Маслаченко



КОММЕНТАРИИ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


КОММЕНТАРИИ ВКОНТАКТЕ


  СпортЭфир © 2011-2013
Орлов, насмеши! © 2007-2011
Правила сайта   |   Обмен ссылками   |   Помощь проекту
Использование информации приветствуется при гиперссылке.


Яндекс.Метрика