мобильная версия · вход | регистрация  



ОПРОС

Какой по-вашему должна быть формула лимита на легионеров в России?


 Ответов: 117




Профессия

Футбол не в своей тарелке?
17.03.2010, 21:05
Проблемы с показом российского чемпионата российскому же болельщику в последнее время перед началом футбольного сезона стали такой же приметой времени, как весенние лужи на дорогах. «ССФ» попытался понять, каким увидит болельщик на телеэкране наш чемпионат и почему дело обстоит именно так.


Как все начиналось
Тернистым оказался путь в рынок российского футбола! И чудной же капитализм отчебучили в одной отдельной отрасли! Работники (футболисты) обогащались, а производства (клубы) из года в год приносили одни убытки. Иногда клубы загибались, и тогда работники с чистой совестью находили другое убыточное производство… Теоретики изрекали таинственные фразы типа «зато футбол несет социальную функцию». Все бы ничего, но «за бугром» клубы «несли функцию», имея с этого внушительную прибыль. Не только на продаже билетов, но и на телевизионной «картинке»…

Телевидение России платило футболу гроши, оправдываясь скудостью рекламного рынка. Однако в 2007 году наступил прорыв. РФПЛ объявила тендер на покупку телевизионных прав на «пакет матчей минус один» (самый лучший оставался Первому каналу). Канал «Спорт», три года купавший в ту пору народ в изобилии футбола, предложил 600 тысяч баксов на сезон, «НТВ-Плюс» выложил… почти в сорок раз больше! На сим торги и закончились - семь матчей тура оказались на платном канале.

Откуда такой интерес «НТВ-Плюс» к футболу, спросила пресса гендиректора «НТВ-Плюс» Дмитрия Самохина. «Это мощный маркетинговый инструмент, - ответил тот. - По нашим оценкам, интерес к спорту в России растет. Кроме того, футбол имеет постоянных фанатов, а это лояльная аудитория. Если человек смотрит футбол, он будет смотреть его всегда». Эксперты похвалили - хороший ход для раскрутки компании и подсчитали, что этот ход должен дать «НТВ-Плюс» не меньше 300 тысяч новых тарелок…

«А тех, кто не сможет купить, - их не так и много», - заявили на «НТВ-Плюс». Начали считать и получилось от силы 50 тысяч человек! Вот раскладки независимого эксперта - гендиректора компании «Корбина Телеком» Александра Малиса: всего телевизионных болельщиков - 2,3 млн, запойных (кто смотрит все матчи подряд) - не больше 10%, «из них тех, кто не сможет подписаться на «Наш футбол» за 15 долларов в месяц (абонентская плата плюс кредит за оборудование), вряд ли больше 50 тысяч…»


Больше миллиона не дадим!
Однако народ возопил числом явно большим, чем 50 тысяч. Потом было президентское «намутили» и в результате «Спорт» получил два матча «прямых» и два в записи, заплатив, по слухам, 800 тысяч долларов.

Неизвестно, сколько потеряли в «НТВ-Плюс» из-за вмешательства административного ресурса, известно только, сколько болельщиков купило футбольный канал по дешевому тарифу (299 рублей) - всего лишь тысяча…

2008 год потрясений для болельщиков не принес - смотрели матч по Первому и те же четыре по «Спорту», купленные, видимо, по той же не вполне рыночной цене. Но в следующем сезоне «НТВ-Плюс» попытался вернуть «Спорт» на рыночные рельсы, заломив цену - 6 млн баксов за два матча из тура (один - в прямую и один - в записи). «Спорт» ответил: дадим не больше миллиона, потому как больше не можем «отбить» на рекламе. «Как же не можете?! - возмутился Дмитрий Самохин. - Раз, показывая итальянское первенство (те же два матча. - Прим. ред.), каналу удается «отбивать» расходы, то и на чемпионате России это, полагаю, получится сделать. Учитывая, что его рейтинги на «Спорте» намного выше, чем серии А». В итоге сторговались за… два дня до начала чемпионата якобы на… полутора миллионах.

По окончании прошлого сезона собрались президенты премьер-лиги и начали фантазировать, на какую сумму можно раскрутить телевизионщиков при заключении следующего контракта (2010-й - последний год договора «НТВ-Плюс» с РФПЛ). «На 150-200 млн евро в год!» - заявил Николай Наумов из «Локомотива».

Тем временем энтэвэшники объявили традиционный тендер на покупку сублицензий. И снова никакой реакции от «Спорта», точнее, теперь уже «России-2» (канал был переименован и перепрофилирован). Договорятся, президент защитит, надеялись болельщики, не особо тревожась. Но не договорились, не защитил. Так чемпионат и начался - на 7/8 платным. Правда, бесплатно матчи своих команд увидят болельщики Питера и Томска - только тамошние телеканалы купили у «НТВ-Плюс» сублицензии.


Ни техники, ни кадров
Все звонки в бывший «Спорт» оказались напрасными. Экс-генеральный «Спорта» Василий Кикнадзе, только что ставший начальником объединенной редакции спортивных программ ВГТРК, был недоступен, подчиненные же - как в рот воды набрали. «Никто тебе ничего не скажет, - сказал приятель (один из «подчиненных»). - Тут не до футбола, непонятно вообще, что с нами со всеми будет…»

А вот первый же звонок на «НТВ-Плюс» главному продюсеру спортивных телеканалов Дмитрию Чуковскому оказался результативным.

- Я так понимаю, в том, что футбол стал почти весь платным, вы не виноваты - если ВГТРК печется о простых болельщиках, пусть платят?

- Знаете, мы всегда были за разумный баланс платного и бесплатного телевидения. Два года назад мы инициировали тендер для показа на федеральных каналах двух матчей - их купил «Спорт». Объявили тендер и в этом году, но… судя по всему, в этом сезоне только один матч будет на бесплатном канале - Первом.

- В конце года президент «Локомотива» Наумов сказал, что вполне можно получать от телевидения 200 млн евро в год…

- Наверное, его оценка имеет под собой некоторую почву. Но сейчас нереально. Просто рекламный рынок в России еще недоразвит.

- Сейчас вы предлагаете на рынке самый разнообразный футбольный продукт, но главный - прямые репортажи…

- Да, мы обязаны показывать все матчи в прямом эфире. В прошлом году был только один прокол - матч «Амкара» со «Спартаком» показали с часовой задержкой, потому что в день игры был «перерублен» провод, который соединяет стадион и местную телевизионную станцию. Главная же наша задача - поднять качество «картинки» из других городов до той, что получаем в Москве.

- Читал, самый проблемный в этом смысле стадион - в Самаре.


- Стадион в Самаре сам по себе замечательный. И бригада там работает хорошая. Но вот техники нет вообще. Правда, в этом году у местной компании ВГТРК появилась спутниковая тарелка. Хоть что-то! Но все остальное оборудование мы вынуждены посылать из Москвы.

- А кто снимает матчи в регионах - вы или местные телекомпании?

- У нас существуют достаточно жесткие технические требования к трансляциям. И когда мы нанимаем местных работников, то, естественно, обучаем их, обеспечиваем жесткий контроль… Есть, к сожалению, регионы, где телевидение нужного нам уровня практически отсутствует. К примеру, Махачкала. Да, там есть две телевизионные компании, но съемкой матчей они никогда в жизни не занимались - ни оборудования, ни опыта.

- Посылаете туда помощников?

- Да не помощников! Туда нужно вывозить телевизионную бригаду целиком и организовывать трансляцию… Но есть ведь и еще масса попутных проблем. К примеру, телевизионная техника стоит очень дорого - надо обеспечить ее охрану. Большой плюс, что мы вместе с РФПЛ написали «телевизионный регламент», в котором четко разграничено, кто за что отвечает. Конечно, для клубов, которые давно играют в премьер-лиге, выполнить обязанности не проблема, но для новичков это все в новинку.


Чемпионат России на экспорт
- Региональные каналы могут взять вашу картинку?

- Есть два варианта - показывать матчи в записи и впрямую. Права на показ в записи принадлежат РФПЛ - с ними и должны договариваться клубы. А права на показ в прямую принадлежат нам - мы продаем сублицензию.

- Кто купил у вас сублицензии в прошлом году?

- Питер, Томск и Казань. В этом - пока только первые два. Но по ходу сезона, кто пожелает, может купить сигнал.

- Дальний Восток может смотреть «НТВ-Плюс»?

- Восток может, но не уверен, что доходит до Дальнего. Хотя, когда в премьер-лиге играл «Луч», мы специально туда доставляли сигнал.

- Вообще любая съемка с матчей, кроме вашей, запрещена. Значит, матчи в Интернете - это тоже ваш продукт?

- Да. И в этом сезоне мы организуем показ матчей чемпионата в Интернете. Пока можно будет покупать каждый матч отдельно, но в планах - продавать и «пакет» на весь сезон.

- Следующий источник доходов - продажа матчей за границу…

- Все международные права на матчи чемпионата России тоже принадлежат «НТВ-плюс». Мы сотрудничаем в этом направлении с компанией IMG - они продают матчи в разные страны. Это уже не только страны Восточной Европы, но и Италия, Дания, Швеция… Очень перспективный бизнес.

- И почем продаете матч?

- Знаете, если бы вы меня спросили четыре года назад, почем можно продать права чемпионата России на полгода, на год, я бы ответил - да ни за сколько! Почти ничего не стоят! Но мы провели очень большую работу и сделали очень привлекательный продукт. Картинку с матчей мы производим с иностранной графикой, делаем и еженедельный обзор чемпионата. И все это стало стоить очень приличных денег…


http://sovsport.ru
Категория: Профессия | Добавил: RS | Просмотров: 437
Теги: РФПЛ, Телевидение, ТК Спорт, футбол, НТВ+



КОММЕНТАРИИ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


КОММЕНТАРИИ ВКОНТАКТЕ


  СпортЭфир © 2011-2013
Орлов, насмеши! © 2007-2011
Правила сайта   |   Обмен ссылками   |   Помощь проекту
Использование информации приветствуется при гиперссылке.


Яндекс.Метрика